Предвкушая заграницу

predvkushaya-zagranicu_1Сезон-1995/96 для Зизу лично выдался хорошим. Но может ли считать удачным для себя чемпионат отдельно взятый игрок, если его команда занимает шестнадцатое место?

Хотя личных наград Зидан собрал немало. И за лучший гол (мяч в ворота «Бетиса»), и получил вполне оформленное признание от товарищей по цеху — опрос среди футболистов и тренеров первого дивизиона французского чемпионата принес ему звание «лучшего игрока». Зизу уходил из «Бордо», проведя за клуб 250 матчей. Почти треть мячей — 75 (39 голов плюс 36 голевых передач) были забиты при его непосредственном участии. Да и денег за него клуб выручил в десять раз больше, чем потратил четырьмя годами ранее. Он мог бы, конечно, еще многое дать клубу, но клуб дать ему уже не мог ничего.

Мог ли чемпионат Европы-1996 стать турниром, где вся Европа признала бы, наконец, новую французскую звезду? Что теперь гадать? Зизу выступил на том чемпионате на уровне всей французской команды (разве что Джоркаефф отличался в лучшую сторону). Те, кто называет его игру летом 1996-го в Англии провалом, мне кажется, краски сгущают. Для неяркого выступления Зидана были причины как личные, так и общего порядка.

Зизу провел в сезоне-1995/96 более шестидесяти официальных матчей. Нагрузка очень приличная, но все бы ничего, если бы весной до чемпионата Европы-1996 он не попал в автомобильную аварию. Он получил ушиб головы, повреждение седалищной мышцы и какое-то время, понятное дело, лечился и не мог тренироваться и играть. Мысли о том, что в связи с полученными травмами можно отказаться от участия в чемпионате Европы, ему даже в голову не приходили.

Впервые после происшествия он вышел на поле в футболке сборной 1 июня в Штутгарте в матче против сборной Германии, за неделю до начинающегося чемпионата Европы. Игру эту французы выиграли 1:0 (забил Лоран Блан). Зидан отыграл только первый тайм. «Я устал тогда за сорок пять минут, как за целый матч».

А теперь о причинах общекомандных. Жаке не взял на чемпионат выступающих в Англии Эрика Кантона и Давида Жинола — игроков атакующего плана. В играх чемпионата Европы он предполагал использовать только одного ярко выраженного нападающего — либо Кристофа Дюгарри, либо Патриса Локо. Двое полузащитников, лучше других поддерживающие атаку — Юрий Джоркаефф и Зидан,- должны были играть под единственным стакером. Вот на фоне отлично проведшего весь чемпионат Юрия и выглядел Зизу послабее, и казался постоянно уставшим. Кто смотрел репортажи из Англии летом 1996-го, думаю, согласятся со мной — удивление тогда вызывал крупный план лица Зинедина Зидана. Матч, казалось бы, только начался, а на лице уже крупные капли пота. Как ясе этот здоровый мужик собирается играть до конца? Вот так и играл. Тогда это, помню, здорово удивляло.

Вся та сборная Франции гораздо лучше защищалась, чем атаковала. Команда, которую по привычке причисляли к разряду атакующих, показала отличную организованность в оборонительной игре. Вот в этих действиях Зизу выглядел лучше Джоркаеффа, но ждали от него ведь не только помощи Дешаму или Блану, а других действий. Хотя, может быть, задним числом я слишком уж придираюсь к Зизу, и никто от него ничего особенного тогда и не требовал.

Перед чемпионатом Европы, как обычно, проводился опрос капитанов и тренеров сборных-участниц. Среди прочих вопросов был и такой: «Кто станет открытием чемпионата?» Фамилия Зидан была упомянута всего лишь раз. Будущим открытием считал его капитан французской сборной Дидье Дешам.

Вообще, сборная Франции на том чемпионате Европы смотрелась очень неплохо, и тренеру Эме Жаке, контракт с которым был заключен почему-то не до окончания чемпионата мира-1998, а до лета 1997-го, предложили продлить его летом 1996-го. Игроков ясе той команды с удовольствием вербовали иностранные клубы. Если в заявке на чемпионат Европы-1996 числилось всего четыре футболиста из итальянского первенства (все остальные представляли еще французское), то всего через два года действующих «иностранцев» было тринадцать, а еще у пятерых игроков уже лежали в карманах подписанные соглашения на переход в закордонные команды после чемпионата мира-1998.

Французы спокойно прошли группу, причем в матче с болгарами их, а также их соперников устраивала ничья со счетом 2:2 (вспоминаете случаи?), но «трехцветные» обыграли команду Стоичкова 3:1 и вышли в четвертьфинал. Вклад Зидана в четвертьфинальную победу над голландцами был точно таким ясе, как и в полуфинальное поражение от чехов. Зизу в каждом из матчей не использовал по одному выгодному моменту — в первом случае здорово сыграл Ван дер Сар, а во втором он послал мяч мимо дальней штанги ворот Коубы.

В обеих играх, основное и дополнительное время которых заканчивалось со счетом 0:0, Зидан открывал серию пенальти. И голландцу, и чеху он аккуратно положил мячи в правый нижний угол. И всё. Исходы серий решали вратари, и после выигрыша в первой лотерее последовал проигрыш во второй. Правда, выиграть у чехов по пенальти на чемпионате Европы никому не удавалось…

Может, действительно не нужно ему было ехать на чемпионат Европы? «Но я получил один полезный урок — в подобных турнирах необходимо играть только тогда, когда ты готов на все триста процентов… Я допустил большую ошибку, настояв на своем участии в играх Евро, хотя и чувствовал, что и физически, и психологически я не в полном порядке». Теперь для сборной впереди только одна цель — победа на домашнем чемпионате мира. А Зизу впервые в жизни предстояло жить и работать за границей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *