Невозвращенец

nevozvrashhenec_1В октябре 1956 года в Венгрии вспыхнуло народное восстание. Волнения начались с выступлений студентов, требующих создания демократического парламента и вывода из страны советских войск. Затем беспорядки переросли в кровавую бойню — коммунистов ловили и зверски убивали прямо на городских улицах. Венгерское правительство заявило о выходе страны из Варшавского Договора и обратилось к ООН и западным державам за помощью против вторжения советских войск. Но СССР, отклонив требования Запада рассмотреть критическое положение, сложившееся в Венгрии, ввел в страну дополнительные войска.

Всеобщая забастовка была пресечена. Жертвами кровавых уличных боев стало свыше двух тысяч венгров (и семьсот двадцать советских солдат). Москва сформировала новое «революционное рабоче-1фестьянское» правительство Венгрии, которое ввело в стране чрезвычайное положение и произвело массовые аресты.

В то время как Будапешт штурмовали советские танки, «Гонвед» совершал турне по Европе и, наблюдая за развитием событий со стороны, не торопился домой. Чемпионат Венгрии был приостановлен, но Федерация футбола требовала от команды срочного возвращения на родину. Тем не менее, сыграв со сборной Мадрида — 5:5 и обыграв итальянскую «Катанью» — 9:3, армейский клуб благодаря подсуетившимся импресарио отправился в Южную Америку. К сожалению, последние матчи великого «Гонведа» завершились неудачно — венгры проиграли бразильскому «Фламенго», а через два дня не сумели взять реванш — 3:5.

Когда обстановка в Венгрии «нормализовалась», стало ясно, что страна не сбилась с социалистического курса. Футболисты «Гонведа», составлявшие костяк сборной Венгрии, оказались на распутье: вернуться на родину и, возможно, как военнослужащие понести суровое наказание или же остаться на сытом Западе, где футбольные заработки были несравненимо выше. Большинство игроков выбрало второй вариант. И на них тут же повесили клеймо изменников родины. Так прекратила свое существование волшебная венгерская сборная, та самая «Араньчапат».

Какие раздумья терзали тогда Пушкаша, нам не известно. Но он не вернулся на Родину, где осталась мать, с которой он впоследствии долго не мог свидеться, и осел в Австрии, куда вскоре окольными путями перевез семью. В первый год на чужбине, помимо привыкания к новому месту жительства, Ференц был занят поисками нового клуба. Пушкаш мечтал играть в Италии, но его возраст и откровенный лишний вес настораживал потенциальных покупателей. На помощь пришел старый друг — бывший тренер «Гонведа» Эмиль Остеррайхер, обосновавшийся в Испании. По его совету в конце 1957 года на Пушкаша вышел мадридский «Реал». Футбольное руководство Венгрии при поддержке коллег остального европейского соцлагеря попыталось надавить на ФИФА с целью запретить Пушкашу возвращение в футбол, но добилось лишь двухгодичной его дисквалификации.

К счастью, «Реал» проигнорировал все нападки и предложил футболисту контракт. Растолстевший и растренированный Пушкаш получил от нового клуба полгода на восстановление. Чего не сделаешь ради возвращения в футбол! Сбросив почти двадцать килограммов и достигнув лучших игровых кондиций (усердие — часть гениальности, это несомненно, — можно лишь спорить, какая именно), он всерьез и надолго стал одним из столпов лучшей европейской команды.

Пушкаш оказался превосходным партнером Ди Стефано, с которым подружился очень быстро, несмотря на то что аргентинец был ревнивым к чужой славе: выйдя однажды на пустые ворота, Пушкаш остановился, дождался дона Альфредо и покатил мяч ему под удар. Тем самым показав, что признает его главенство…

Как и прежде, венгр играл левого инсайда, но, как и в молодые годы, часто перемещался на позицию центрфорварда и приступал к своему любимому делу — забивал голы феноменальной левой ногой. Как и раньше, со стороны казалось, что делал он это поразительно легко.

Пушкаш не затерялся в звездной компании, не засиделся на скамейке запасных (что позднее случилось с Диди), а наоборот, вытеснил из основы аргентинца Эктора Риала. Разжалованный и лишенный венгерского гражданства, Ференц в первом же сезоне за «Реал» забил 21 гол в двадцати четырех матчах чемпионата Испании. Пушкаш внес немалый вклад в победу Королевского клуба в Кубке европейских чемпионов-1959. В двух полуфиналах он дважды поразил ворота земляков из «Атлетико», но в финальном матче участия не принимал.

Сезон 1959-1960 гг. для Канонсито (Пушечка — такое милое прозвище получил Пушкаш в Испании) вышел и вовсе блестящим. Он забил 26 голов в двадцати четырех матчах первенства страны, 11 — в пяти кубковых и 12 — в семи европейских матчах. Пушкаш стал лучшим бомбардиром испанской лиги. В финале Кубка европейских чемпионов он вколотил четыре мяча в ворота «Айнтрахта» из Франкфурта-на-Майне (итоговый счет матча, признанного самым зрелищным финалом в истории Кубка европейских чемпионов,- 7:3). Чуть позлее Пушкаш выиграл с Королевским клубом Межконтинентальный кубок.

В том лее году Ференц натурализовался в Испании, сменив имя на Франсиско, и получил право играть в сборной. Испанцы имели приличную команду — Суарес, Пушкаш, Ди Стефано, Хенто… Но генерал Франко требовал от тренера Эленио Эрреры гарантий благополучного исхода четвертьфинального матча первого Кубка Европы со сборной СССР, а не получив таковых, запретил играть в Москве. Таким образом, дебют в сборной пришлось отложить до осени 1961 года. Двенадцатого ноября Пушкаш впервые сыграл за Испанию в квалификационном матче чемпионата мира против сборной Марокко.

По итогам сезона 1960 года Пушкаш был главным претендентом на звание лучшего футболиста Европы. Но «Золотой мяч» достался диспетчеру «Барселоны» Луису Суаресу. Опальный венгр остался на втором месте, не получив ни единого голоса от представителей соцлагеря. «В составе испанской сборной выступали три ландскнехта — аргентинец Ди Стефано, уругваец Сантамария и ренегат Пушкаш»,- писал в 1961 году московский еженедельник «Футбол». Лишь в такой форме можно было упоминать его имя в советской прессе тех времен.

В 1962 году Пушкаш с 17-й по 38-ю минуты сотворил хет-трик в амстердамском финале Кубка европейских чемпионов «Реал» — «Бенфика». Однако тогда уже взошла новая звезда нападения — португалец Эйсебио. «Реал» проиграл — 3:5, а Пушкаш и по сей день остается единственным футболистом, которому удались два хет-трика в двух финалах Кубка европейских чемпионов.

Вскоре Галопирующий майор отправился на свой второй чемпионат мира, но под флагом другой страны. Увы, испанцам не повезло с соперниками. На групповом этапе им достались будущие финалисты — Бразилия и Чехословакия. От этих соперников сборная Испании, хоть и продемонстрировала классную атакующую игру (Пушкаш тоже был хорош!), потерпела два поражения и рассчитывать на дальнейшее продвижение не могла. Возможно, пиренейская команда могла сыграть и лучше, но конфликт между Эр-рерой и Ди Стефано зашел слишком далеко. Что касается Пушкаша, то усталость после тяжелого сезона и непривычный чилийский климат не позволили ему продемонстрировать свои лучшие качества. Да и возраст все же давал о себе знать.

Однако, как следует отдохнув, Канон-сито наладил прицел и в сезоне 1962 — 1963 гг. вновь первенствовал в состязании голеадоров, а его клуб — в чемпионате

Испании. Как один из лучших действующих футболистов мира Пушкаш сыграл в составе сборной ФИФА против сборной Англии в матче, посвященном столетию английского футбола. Прямой телерепортаж с «Уэмбли» шел и в СССР, но фамилия Пушкаш так ни разу и не прозвучала из уст комментатора Николая Озерова.

Еще дважды «Реал» с Пушкашем выигрывал чемпионское звание, в 1964 году в последний раз Канонсито первенствовал в гонке бомбардиров. В 1965 году тридцативосьмилетний ветеран участвовал в проводах из большого футбола английского долгожителя Стэнли Мэтьюза. По окончании матча «Сток Сити» — сборная мира два великих футболиста Пушкаш и Яшин на плечах унесли третьего великого — Мэтьюза.

Через год из большого футбола ушел и Пушкаш. Его последняя игра с «Килмарноком» пришлась на одну восьмую финала Кубка чемпионов-1965-1966, а последний гол в карьере состоялся в ворота «Фейено-орда» в том же турнире этапом раньше.

Пушкаш: «Я обрел вторую родину — Испанию. Она была добра ко мне, и теперь я испанец. Но главное в другом: всю свою жизнь я провел с футбольным мячом, который люблю больше всего на свете».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *