Летучий

letuchij_1-1Пятилетний план Михелса «аяксовцы» выполнили досрочно. После шестилетнего перерыва «Аякс» стал чемпионом в сезоне-1965/66. Круифф играл за клуб до ухода в «Барселону» восемь полных сезонов, начиная с 1965/66. За эти восемь лет «Аякс» становился чемпионом шесть раз. И выступления на международной арене производили впечатление. Четыре финала Кубка европейских чемпионов, из которых три победных. Два финала и одна победа — с Михелсом. Еще два финала и две победы — без него. Так что кто в ком больше нуждался — вопрос, не имеющий четкого ответа. Наверно, в разное время по-разному. Поначалу, пожалуй, Круифф — в Михелсе. Позднее — Михелс в Круиффе. Но то, что их совместная деятельность вдохнула в футбол новое качество, тут уж никаких сомнений нет!

На игру команды обратили внимание после знаменитой «победы в тумане» над «Ливерпулем» осенью 1966-го в розыгрыше Кубка европейских чемпионов-1966/67 со счетом 5:1. За «Аяксом» и конкретно за Ио-ханом стала внимательно следить сначала английская, а затем и остальная европейская пресса. Хвалебный отзыв во французской «Экип» — это знак качества в то время. Все чаще повторялось «Аякс», Михелс. И постоянные разговоры о Круиффе как о главной движущей силе команды, ее мозге.

В пользу этого соображения приводили и время владения мячом. Обычно игрок в течение матча в среднем владеет мячом две-три минуты. Дольше всех мяч держится у полузащитников — иногда до трех-четырех минут чистого времени. Это очень высокий показатель, свидетельствующий как о способе игры команды, так и о важности для этой игры конкретного футболиста. У Круиффа в некоторых играх показатель «чистого» владения доходил до семи минут. А что же делали в это время остальные?

Вольфганг Оверат, выдающийся сборной ФРГ тех лет и знающий о все, игрой Йохана восхищался: «Товарищи никогда не искали Круиффа специально. Он просто всегда оказывался в самом удобном для получения мяча месте. А когда он его получал — это что-то! На долю секунды замирали все партнеры, а потом начинали двигаться по взмаху его руки, они повиновались движению пальца! И каждый знал, куда бежать. Но мяч получал тот, кто был, по мнению Йохана, в самой лучшей позиции. И он почти не ошибался, вернее, у него бывали крайне редкие ошибки исполнения, ошибок замысла — не было. Поверьте мне, я знаю, что говорю. Если его не устраивало расположение партнеров на поле, он начинал возиться с мячом, финтить, идти вперед самостоятельно. Иногда такие трюки откалывал, только чтоб дать время партнерам выйти в нужную точку».

Круифф: «Я никогда специально не отрабатывал никаких технических трюков. Мой девиз — игра без выкрутасов. Но чтобы играть в футбол без всяких завитушек, ты должен обладать идеальной техникой. Ведущее к успеху простое решение сложнее всего воплотить на практике…»

Оверат, сам великолепный умелец, отмечал еще одно игровое качество Круиффа, редкое, которое сам Вольфганг в такой же степени выработать не смог: мгновенный старт, мгновенный разворот в любую сторону и, особенно, мгновенное торможение. «У него не было «тормозного» пути, а при его скоростных качествах (Круифф пробегал тридцать метров менее чем за четыре секунды. — Авт.) он отрывался от любого опекуна моментально и уходил…»

Да, уходил, если не получал по ногам. Постоянные попытки защитников сбить Йохана с ног выработали у Круиффа особую «летящую» манеру бега. Прекрасно координированный, он успевал в последнее мгновение перескочить, обогнуть, уйти от столкновения. Очередное прозвище напрашивалось само собой, и он очень скоро стал Летучим Голландцем. Точнее, конечно, было бы «Летящим»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *